Какой бизнес можно открыть за $10 000?

Три месяца назад Олег Тиньков призвал читателей своего блога к «революции сознания»: «Иди и начни работать, работать на себя! Сейчас самое время — открой своё дело... Поменяй свою жизнь — ты можешь, найди свой мотив, как нашел его я в далеком и голодном 1989-м, сидя на картошке в общаге ЛГИ. Поверь в себя и стань капиталистом…» ЖЖ взорвался. Одни делились своими страхами, другие просили совета, каким делом заняться.

5 свежих стартапов от журнала Forbes

Для того чтобы начать свое дело, необязательно иметь солидный стартовый капитал. Главное — идея. Например, во время дефолта 1998 года потерявшие работу питерские финансисты Сергей Руденко, Геннадий Беккер и Юрий Хомылов решили инвестировать в реальный бизнес. Идею — сушить сухари — в шутку обсуждали давно. Друзьям пришлось оформлять в Госстандарте технические условия на соленые сухарики — так родился новый вид снэков. Сухарики «Чапаевские», или «ЧАПсы», больше не производятся, но начинание подхватили другие компании.

Изобретать велосипед совсем не обязательно. Екатерина Задонская, бывший управляющий компании «Ремедиум», занимающейся исследованиями на фармрынке, в 2008 году начала собственный бизнес. Ее компания «Курс’ОР» продает фармкомпаниям и дистрибьюторам базу данных по тендерам на госзакупки лекарств, которые проходят по всей России (раньше компании часто выделяли отдельного сотрудника на мониторинг кучи региональных и федеральных сайтов).

Дина Вишня, бывший главный редактор издательского дома Retailer, полгода назад вместе с бывшей коллегой открыла в Санкт-Петербурге маркетинговое бюро New Look. По ее словам, свободных ниш много. Например, один из ее заказчиков, компания ICG, специализирующаяся на оснащении салонов красоты, медицинских и спа-центров, решила запустить в кризис сеть nail-баров Chic&Blesk. Формат станций экспресс-маникюра, которые размещаются в людных местах — в торговых центрах, аэропортах, на вокзалах, — пришел в Европу из Америки. Инвестиции в один nail-бар без учета расходных материалов — $8000-10 000. Проект, по предварительным расчетам, окупится за 6-10 месяцев.

Forbes нашел еще пять свежих стартапов, начальные инвестиции в которые составили менее $10 000 — такие деньги вполне можно найти, не влезая в кредиты.

Вендинг

Самый простой и быстрый способ начать собственное дело, располагая минимальным капиталом, — установить в проходном месте вендинговый аппарат. Вендинг — продажа товаров и услуг через торговые автоматы. Аппараты могут торговать снэками, напитками, кофе, газетами, DVD, презервативами… Платежные терминалы — тоже вендинг. И пока возможность зарабатывать на установке автоматов в России не исчерпана: один вендинговый аппарат приходится на 10 000 человек, в то время как в Европе — на 1000 человек, в Японии — на 200. До кризиса количество автоматов ежегодно удваивалось.

Как прогнозирует Глеб Лифшиц, глава компании «Викинг Вендинг» (специализируется на установке вендинговых аппаратов, торгующих кофе), к концу 2010 года рост возобновится, поскольку вендинговый бизнес идеально подходит для старта в кризис: «Во-первых, всегда есть поток наличных. Во-вторых, деньги на старт нужны минимальные. К тому же можно расти за счет кредитов — вендинг-машины являются хорошим обеспечением для банков». В прошлом году, когда Глеб вернулся в Россию из Америки, где после окончания Syracuse University успел поработать в крупном банке, у него и в мыслях не было заниматься вендинговым бизнесом. Но его уговорил брат, Михаил Лифшиц, вместе со своим другом Николаем Пархоменко. Первый аппарат — на пробу — «Викинг Вендинг» купил восемь месяцев назад за ?4000. Сейчас в сети уже более ста аппаратов. Подписаны договоры на установку еще сорока машин.

В планах компании — вырасти до 1000 аппаратов. Лифшиц считает, что кофейные аппараты — самые доходные, они дают до 50% годовых. Килограмм кофе в зависимости от качества стоит 200-600 рублей, а наценка может доходить до 400%. Доходность аппарата, кроме того, зависит от «точки». Если аппарат стоит в хорошем месте, он окупается в течение года.

Автоматизация отчетности

Дмитрий Хитров, главный редактор регионального бюро «Интерфакс-Югра», вложил в запуск своего дела чуть меньше 250 000 рублей. Его друзья-бизнесмены работают по всему ХМАО. Они не раз сетовали, что сдача отчетов в налоговую или в Пенсионный фонд влетает в копеечку: 1500-4000 рублей за билет в столицу округа плюс гостиница. Округ огромный, иногда дороги нет — приходится лететь вертолетом. Хитров решил запустить безбумажный документооборот и основал фирму «Таддико». Правда, для этого ему пришлось извести огромное количество бумаг: на переписку с руководством одной из налоговых инспекций ушла 500-листовая пачка.

Деньги он вложил в подготовку и обучение персонала, аренду офиса. Программное обеспечение ярославской компании «Тензор» по условиям контракта оплачивал уже после продажи первого контракта. Первый клиент появился в июле 2009 года. За полгода к системе электронного документооборота подключилось 400 организаций. Автоматизация отношений с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом и органами статистики обходится для них в среднем в 5000-7000 рублей в год. Хитров окупил вложения за полгода. В планах компании открытие филиалов в городах Нягань, Урай, Югорск. Следующий шаг — разработка собственного программного обеспечения, которое позволит интегрировать сдачу отчетности и саму процедуру перевода платежей в госорганы удобным для пользователя способом: с помощью карты, электронного кошелька, платежных терминалов.

Нестандартные туры

Дмитрий Сосновских, бывший гендиректор ИД «Вояж», покинул издательство после смены собственника за несколько месяцев до кризиса и решил как следует отдохнуть в Таиланде, прежде чем начать искать новую работу. Изучив вместе с женой кучу журналов о путешествиях, форумы, ЖЖ-комьюнити и «отзывы туристов», понял, что слов много, а фактуры мало. Поход в турагентство также разочаровал: турагент, раздражаясь от вопросов, всучил буклет о стране. Сосновских начал расспрашивать знакомых, чего они хотят от отпуска. Все хотели «своего» отпуска — не быть одним из тысяч туристов, смотрящих на страну глазами туроператора. И, само собой, чтобы это стоило адекватных денег. Так у Сосновских возникла идея заняться «консалтингом самостоятельных путешественников». Компанию он назвал Smart Trip — так называлось ЖЖ-сообщество «Вояжа». В этом сообществе Сосновских нашел и первых клиентов.

В феврале 2009 года Сосновских запустил сайт, потратив на его разработку ?3000. Здесь, в частности, можно найти ссылки на самые популярные международные системы бронирования отелей (это в 2-4 раза дешевле, чем через турагентство). Средняя стоимость отелей, бронируемых через сайт, более $200 в сутки. «А это значит, что наши клиенты — это люди, которые уважают свой труд и свой отдых», — говорит Сосновских. Если что-то непонятно, можно задать вопрос эксперту.

Для тех, кто не доверяет интернету, Сосновских организовал под той же маркой турагентство. За стандартную агентскую наценку — максимум 10% — он обещает «нестандартный подход» в составлении маршрута, помощь в бронировании, консультационные и визовые услуги. Например, на новый год в Smart Trip составили и забронировали маршрут по Европе для пятидесятилетней женщины — дети хотели сделать ей подарок. Узнав, что женщина увлекается кружевами и сама их плетет, Сосновских разработали для нее «кружевной тур» по Италии, Бельгии, Франции и Испании. В каждой стране ее ждут встречи с местными мастерицами, мастер-классы по уникальным техникам плетения.

Сейчас в компании пять штатных сотрудников, остальные работают по договору подряда. К запуску готовятся филиалы в Кирове, Набережных Челнах и Чебоксарах. Отдыхать по уму хотят не только москвичи.

Сувенирное мыло


Полтора года назад Татьяна Примак, бродя по питерскому торговому центру в поисках подарков к 8 Марта, обратила внимание на ажиотаж возле прилавка с мылом ручной работы. Выяснив, что мыло ручной работы в России выпускают всего шесть компаний, Примак зарегистрировала фирму «Фабрика домашнего мыловарения «Арома».

Первое мыло сварила сама и раздарила друзьям, потом набрала сотрудников. Затраты на запуск сайта и закупку эфирных масел, мыльной основы не превысили ?2000. Сначала повторяла то, что делают конкуренты. Дальше начала экспериментировать: мыло, светящееся в темноте, прозрачное мыло с фотографией или с заламинированным в него предсказанием, мыльные «конфетки». Такого никто больше не делает. «Мы же в России любим, чтобы все было витиеватое, разное», — говорит Татьяна. Сбыт — через магазины подарков и салоны красоты.

Себестоимость 1 кг мыла, по словам Примак, составляет 540 рублей, в рознице оно будет стоить около 1500 рублей. Один человек может делать в день около 5 кг. В кризис на сайт стали все чаще обращаться люди, потерявшие работу. Примак решила, что это открывает для нее новые возможности. Вместо расширения производства «Арома» разработала пакет «начинающего мыловара»: бизнес–план, описание технологии, рецептура, фото- и видеоматериалы, шаблоны договорных документов, координаты поставщиков компонентов, консультации. Стоимость пакета — 19 500 рублей. Уже нашлись покупатели в Москве, Новосибирске, Владивостоке, Казахстане.

Товары для детей


Материнский капитал подхлестнул рождаемость. Этим воспользовались трое друзей, полтора года назад основавших компанию «ДСК ГРУПП», торгующую детскими товарами. Один из них, Максим Кошеваров (он вложил в дело 200 000 рублей), ставший гендиректором, мечтал быть дистрибьютором японской компании Combi Corporation — производитель как раз искал партнера в России. Переговоры шли полгода, но японцы ответили отказом, ссылаясь на то, что у компании нет опыта работы с детской продукцией, не налажены отношения ни с одним из магазинов. А вот американская компания Evenflo уже через день после получения запроса ответила согласием. Вскоре «ДСК ГРУПП» стала ее эксклюзивным дистрибьютором по России.

Первый заказ чуть не погубил бизнес: почти все сделали неправильно. Заказали мало автомобильных кресел и игрушек, зато очень много летних колясок. Кресла закончились практически моментально, а коляски не продавались. Оказалось, что летние коляски надо поставлять в магазины еще в феврале: когда контейнер пришел из Америки, все магазины уже были забиты колясками. В надежде на стремительный рост продаж партнеры арендовали дорогой офис, наняли высокооплачиваемых сотрудников. Поняв, что прибыли не хватает, перебрались из центра поближе к МКАД, сняв новый 17-метровый офис в три раза дешевле. Сейчас компания поставляет товары в 24 города России. Недавно с предложением о сотрудничестве на Кошеварова вышли те самые японцы, которые когда-то отказались с ним работать.
Автор: Елена Костюк