Может ли прибыльный бизнес быть честным?
Редакция обратилась с таким вопросом к руководителям различных компаний. Мнения во многом совпали: бизнес не только может, но и должен быть честным. Хотя на практике часто бывает по-другому.
В обсуждении приняли участие:
Сергей Акулич, вице-президент УК BlackStone Keeping Company (управление коммерческой недвижимостью),
Дмитрий Алексеенко, директор по маркетингу, рекламе и PR SEO-компании Demis Group,
Андрей Кашинцев, директор кадрового агентства Excellent Staff,
Александр Крок, генеральный директор телекоммуникационной компании «Атлант-ТелеКом»,
Валентина Тушова, генеральный директор «Агентства «Афина», председатель Комиссии по этике АКПП (Ассоциация консультантов по персоналу).
В крупном бизнесе принципы морали и деловой этики часто отходят на второй план
Дмитрий АЛЕКСЕЕНКО,
директор по маркетингу,
рекламе и PR
SEO-компании
Demis Group
Все зависит от объема прибыли, т.е. от масштабов деятельности бизнеса. Если это небольшая фирма, которая оказывает мелкие услуги и которой не надо прилагать сверхусилий, чтобы быть безубыточной, то в этом случае бизнес может быть честным. Когда же речь идет о крупном бизнесе, т.е. о больших оборотах, о постоянном развитии, о выходе на новые рынки, о жесткой конкуренции на глобальном уровне, то принципы морали и деловой этики здесь часто отходят на второй план. Крупному бизнесу необходимо предпринимать больше усилий, чтобы оставаться на плаву. И ради этого некоторые бизнесмены готовы пойти на все, в т.ч. на нечестные методы ведения бизнеса. К сожалению, наше государство, наши законы пока малоэффективны в деле противодействия нечестному бизнесу.
Иногда складывается ощущение, что в нашей стране честный бизнес просто невозможен. Но на самом деле это не так. Честные бизнесмены и честные компании существуют. Их много. Лично я верю в такую закономерность: чем честнее будет компания, тем больше у нее будет лояльных и преданных клиентов, которые будут рекомендовать ее своим друзьям и близким. А больше клиентов – значит, больше прибыли.
Честный бизнес не настолько прибыльный, как «серый» или незаконный
Сергей АКУЛИЧ,
вице-президент
УК BlackStone Keeping Company
(управление коммерческой
недвижимостью)
Несомненно, бизнес может и должен быть честным, но он, как правило, бывает не настолько прибыльный, как «серый» или незаконный. Во всем мире очень много бизнесменов и предпринимателей, имеющих хороший бизнес, приносящий им сверхдоходы, но чаще всего в его основе лежат инвестиции, полученные ранее не совсем честным путем.
Наверное, слова Джона Дэвисона Рокфеллера, сказанные им в свое время, очень хорошо характеризуют процесс построения прибыльного бизнеса: «Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого».
Если первоначально иметь деньги и вкладывать их на запуск и развитие каких-то новых проектов с учетом, что эти средства в дальнейшем никому не надо будет возвращать, то, наверное, бизнес изначально сможет быть честным и прибыльным, другими словами: «деньги порождают деньги, а долги порождают долги».
Идеально честным бизнес не будет никогда
Андрей КАШИНЦЕВ,
директор кадрового агентства
Excellent Staff.
Если компания ставит перед собой амбициозные цели, планирует выбиваться в лидеры, завоевывать авторитет на своем рынке в глазах покупателей, поставщиков, сотрудников и не иметь проблем с законом, то без честного, взвешенного и адекватного подхода не обойтись.
Поэтому прибыльным бизнес будет тогда, когда будет честным. Но при всем этом идеально честным он не будет никогда.
Честный бизнес – это не только уплата налогов, но и порядочность в отношении клиентов и подчиненных
Александр КРОК,
генеральный директор
телекоммуникационной компании
«Атлант-ТелеКом»
Конечно же, прибыльный бизнес может быть честным. Если мы говорим о долгосрочном ведении бизнеса, то на самом деле прибыльность бизнеса напрямую зависит от честности его ведения. И практика показывает, что это реально, если правильно выстраивать бизнес-отношения. На сегодня у многих предпринимателей честность в основном ассоциируется с уплатой налогов и выполнением обязательств перед бизнес-партнерами.
Но, увы, многие забывают о порядочности перед клиентами и подчиненными.
Налоги. С налогами априори понятно – их просто нужно платить. Кстати, многие делают это не из-за порядочности, а из-за страха, но главное – эффект достигнут.
Партнеры. Теперь о бизнес-партнёрах. Сохранять достигнутые и занимать новые позиции на рынке недобросовестный партнер не сможет в силу потери доверия со стороны, например, компаньона/поставщика, а вслед за этим, что естественно, и прибыли. Тут затрагивается вопрос положительной репутации и уважения, которые также влияют на прибыль и наращивание темпов развития компании, а порой являются основоположением как взаимоотношений, так и ведения бизнеса. Однако честность отнюдь не подразумевает полную открытость. Еще есть и конфиденциальность и коммерческая тайна, разглашение которых недопустимо.
Клиенты. В основном прибыль зависит от популярности и престижа компании. Если быть честным с покупателем, предоставлять реальные сведения и прозрачную информацию о качестве товаров и услуг, не вводя клиентов в заблуждение, то непременно возрастут объемы продаж, а как следствие, возрастет и прибыль.
Сотрудники. Взаимоотношения с сотрудниками тоже одно из звеньев общей цепи в получении прибыли, и тут также нужна честность. Бизнес строится не одним человеком, а командой. Необходим не только профессионализм, но и сплочение. Если Вы зарекомендовали себя порядочным руководителем, если вы честны по отношению к коллективу, то люди будут преданны вашей идее, будут работать, не просто отбывая время за определенные деньги, а с желанием, как гласит русская пословица «Где хотенье - там и уменье», коллектив будет увеличивать потенциал бизнеса, что опять же принесет прибыль.
Государство и вы. Также нужно быть честным по отношению к государству, так как бизнес должен быть безопасным. И, конечно же, честным по отношению к себе самому, чтобы не строить иллюзии, учитывать реалии и не подвергать свой бизнес бессмысленному риску.
Ориентация на прибыль любой ценой неэтична
Валентина ТУШОВА,
генеральный директор
«Агентства «Афина»,
председатель
Комиссии по этике
АКПП (Ассоциация
консультантов
по персоналу)
Честный бизнес может быть прибыльным, это моя точка зрения, иначе в течение пяти лет я не занималась бы вопросами этики на должности председателя Комиссии по этике АКПП. Хотя есть и другая точка зрения: один мой знакомый бизнесмен утверждает, что бизнес и этика никак не совместимы, эти два понятия не сочетаются, себя же он считает исключением, белой вороной. Он уверен, что бизнес - это что-то грязное, цель бизнеса – извлечение прибыли. По его мнению, сама эта цель аморальна.
А может он прав? Давайте разберемся.
Любой ценой? Ведь ориентация на прибыль любой ценой, невзирая на свои обязательства, на моральные принципы – действительно, мягко говоря, неэтична. Это крайность, зависимость руководителя от денег, следовательно, не свобода. Быть зависимым от алкоголя, никотина, человека, от денег – это болезнь, которая самим зависимым не осознается. Нам дана свобода выбора и как мы им распоряжаемся, это вопрос, на который должен ответить каждый человек, но может только самоосознающий, или как говорил Георгий Гурджиев, наш русский философ, «пробужденный». Далеко не все свои поступки и выборы мы осознаем, но, к сожалению, неосознанность нас не освобождает от моральной ответственности. А так бы мог сказать: «но я как-то не задумывался, ведь все так поступают». Хочу подчеркнуть, что это ложное утверждение, что все так поступают, во-первых, не все, во-вторых, незнание закона не снимает ответственности с личности.
Получение прибыли – этичная цель. И все же тот знакомый бизнесмен, на мой взгляд, неправ. Если мы ставим перед собой получение прибыли не любой ценой, то сама цель вполне этична и соответствует самой идеи бизнеса. Ничего нет отрицательного в самих понятиях «деньги» и «прибыль», есть проблема в их распределении, на какие цели будут реализованы они. Этичный путь в бизнесе более долгий, но зато он гарантирует более долговременные взаимовыгодные отношения с клиентом, с сотрудниками, с государством.
Манипуляции, ложь могут помочь сделать быструю продажу, но в таком случае клиент повторно не обращается. Это краткосрочный бизнес.
«Фирмы – однодневки» часто пользуются этими приемами. Тот, кто торгует агрессивно, по типу «впаривания», тот торгует зачастую на улице, ему даже офис снимать не нужно, ведь обмануть клиента можно только раз. Есть компании с отрицательным имиджем, куда люди не идут работать из-за невыполнения своих обязательств перед персоналом и клиентом.
Стратегия «выигрыш-выигрыш». Могу поделиться своим опытом проведения корпоративных тренингов на тему сотрудничества. Все кругом говорят о клиентоориентированности, о сотрудничестве, о подходе ведения дел «win-win». Эти лозунги присутствуют на сайтах многих компаниях, но настоящее сотрудничество возможно там, где само руководство находится на высоком моральном уровне своего личностного развития. Если сознание автора бизнеса пронизано страхами, тревогами и сомнениями, и он руководствуется убеждением, что бизнес – это борьба, где кто кого обманет и кинет, то он и будет вести свои дела соответствующим образом.
Откуда я знаю, что мало кто по-настоящему готов к стилю «win-win»? Из практики. На тренинге мы проводим игры на выявление глубинных установок, на сотрудничество. Из группы в 10 человек только 1-2 участника имеют установку на сотрудничество, такая картина наблюдается практически в каждой компании. В голове у людей не укладывается: «Как это выигрывает каждый? Один обязательно должен проиграть». Вот и сражаемся с воображаемым врагом, со своей иллюзией. Сначала наше сознание создает картинку, образ врага, препятствия, потом успешно или не очень, их преодолеваем.
Негативные убеждения. В основе поведения участников бизнеса лежат убеждения, глубинные верования, которые воплощаются, становятся реальностью. Поэтому я никогда не спорю, а просто наблюдаю. «Жизнь ужасна», «А кому сейчас легко?» - это примеры негативных самопрограммирующих убеждений, самоогранирующих убеждений. Ведь каждый сам формирует события своей жизни и свое окружение: как скажешь, так и будет. Во что веришь, то и получишь. Если вы считаете, что все люди нечестные и никому нельзя доверять, то именно таких вы в свою жизнь и притянете, и даже ситуации, где вас обязательно обманут.
Баловни судьбы. И наоборот, если вы считаете, что жизнь прекрасна, что вы – баловень судьбы и вам всегда везет, то так и будет!
Поэтому важно считать, что бизнес и этика совместимы, прибыльный бизнес возможен и вы успешный человек. Подкрепите свои верования и данные позитивные утверждения правильными выборами и решениями, поступками и привлечете в свою жизнь новых честных партнеров, сотрудников и партнеров.
Почему, спросите вы? По закону «Себе подобное притягивается». Не верите мне? Не верьте, а проверьте, попробуйте практиковать такой подход, и наблюдайте, результат вам понравится.
Изменяя себя, мы изменяем свою окружение. «Лучше зажечь маленькую свечу, чем клясть темноту», говорил Конфуций. Не надо тратить свои драгоценные творческие силы на возмущение и осуждение других, считая их нечестными. Хочешь изменить мир, начни с себя. Каждый из нас часто оказывается в ситуации сложного этического выбора. «Спасешь себя – спасутся тысячи!», перефразирую слова из Библии. Прошу прощения за высокопарный слог, но это очень даже практический совет. Сейчас никого не удивит высказывание о том, что мысль материальна, так займитесь инвентаризацией своих мыслей, верований и убеждений. И этим стоит заниматься постоянно, поставьте фильтр, не заражайтесь чужими ограничивающими убеждениями, они как вирусы прилипают к сознанию, внедряются туда и провоцируют моральные болезни. Чаще общайтесь с этически одаренными людьми, духовно богатыми людьми.
Вокруг меня таких много. А вокруг вас?
Источник: www.nastol.ru